?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Смысл жизни

Мою собаку не беспокоит смысл жизни. Она может заволноваться, не получив своего завтрака. Но она не станет рыскать вокруг, беспокоясь о том, реализовала она свои способности или нет, достигла ли она освобождения или просветления. Пока она получает какое-то количество пищи и немножко любви, ее жизнь прекрасна. Но мы, люди, не похожи на собак. Наш ум эгоцентричен и создает массу трудностей.
— дзэн-мастер Йоко Бек Шарлотта


К тому времени как я стал учеником третьего класса средней школы, моё внимание стало сосредоточиваться на вопросе: «В чём заключается смысл жизни?» Я оказался полностью поглощён этой проблемой, постоянно спрашивая себя: «Что такое жизнь? Что такое жизнь?» Подготовка к вступительным экзаменам в университет не имела для меня важности; а этот вопрос я задавал каждому, кто казался способным о нём думать. Почти все люди, которых я спрашивал, отвечали: «Не знаю» или: «Ты странный мальчик, не правда ли?» Случайно кто-нибудь высказывал своё мнение; но идеи таких людей касались только того, как добиться обеспеченности в жизни или успешного подъёма по социальной лестнице. Никто не мог дать мне удовлетворительного ответа на мой вопрос.
— Кодо Саваки роси

Почему 10000 феноменов появляются в мире именно таким образом? Если ты спрашиваешь о причине, то должен констатировать, что нет ни малейшей причины. Какой смысл в том, что каждый из нас именно такой, какой он есть? Абсолютно никакого! Всё так, как оно есть – без причины и смысла. Жизнь – это мелодия нерождённого. Там нет «смысла». Не говори, что она «сладка» или «кисла», «красива» или «тяжела». Как звучит эта мелодия? Ла ла ли ла, ли ла ла – ничего особенного.
— Кодо Саваки роси


Найти смысл жизни в дзадзен, значит найти смысл в своей повседневной дея­тельности. И чтобы понять смысл своей жизни, вы прак­тикуете дзадзен. Когда я находился в монастыре Эйхейдзи в Японии, там каждый делал только то, что ему следовало делать. Это и все. Здесь то же самое, что и при вставании по утрам: мы должны вставать. Когда в монастыре нам нужно было сидеть, мы сидели, когда нужно было кла­няться Будде, мы кланялись. Вот и все.
— дзэн-мастер Сюнрю Судзуки


“Учитесь смотреть на другие существа глазами сострадания” – это цитата, взятая непосредственно из “Лотосовой Сутры”, из главы, посвященной Аволокитешваре. Вы можете написать и повесить ее в комнате, где вы занимаетесь медитацией. В китайском подлиннике эти слова записаны всего пятью иероглифами: “Сострадающие глаза, видящие живые существа”. Когда, впервые читая “Лотосовую Сутру”, я нашел эти слова, я долго молчал. Я понял, что этих пяти слов достаточно для понимания смысла жизни.
— дзэн-мастер Тит Нат Хан

Спрашивать о смысле жизни значит исследовать вопрос о цели жизни. Но подумайте: разве солнце светит с какой-то целью? Разве дитя приходит в мир с целью? Существование только существует. Иное состояние для него невозможно. Жизнь ради жизни; искусство ради искусства; любовь ради любви. Мать любит свое дитя, потому что она любит его.
— учитель дзэн Сэкида Кацуки


Как только человек начинает спрашивать: «В чем смысл жизни?» — это означает, что он стал старым — неважно в каком возрасте. Его вопрос ясно показывает, что он утратил контакт с жизнью, утратил контакт с любовью, утратил контакт с жизненной силой, и куда он ни посмотрит, повсюду — пустота. Для него стал важным вопрос — зачем он живет? На самом деле он умер; его жизнь является посмертной.
Как только человек спрашивает: «В чем смысл жизни?», это уже вопрос мертвеца, который все еще дышит, сердце которого все еще бьется, но все это как у робота. Вся поэзия, все радуги исчезли... никаких рассветов. Кажется, что ночь вечна. Кажется, что ему, должно быть, приснились все те дни, когда он видел свет; они не были реальны.
Старость, когда смерть стоит совсем рядом с вами, порождает вопрос: «В чем смысл жизни?»
Но когда вы живы, когда смерть далеко за горизонтом вашего видения, кто беспокоится о смысле жизни? Вы живете ею, вы имеете ее, вы поете ее, вы танцуете ее. Она в каждом вдохе, в каждом ударе вашего сердца.
Надо ясно понять одно: люди, которые задают так называемые великие вопросы о смысле жизни, о смысле самого Существования, о смысле любви, о смысле красоты, считаются великими философами, но они уже одной ногой в могиле. И как раз, перед тем как соскользнуть в свои могилы, они поднимают все эти вопросы.
...
Люди, которые всегда спрашивают, в чем цель, в чем смысл жизни, имеют ум проститутки. Они не могут принять жизнь такой, какая она есть. Им нужно что-то, что наполнит эту жизнь смыслом.
Попытайтесь понять. Каждое мгновение тотально само по себе, и все, что вы делаете, в самих ваших действиях есть величие. Ничто больше не нужно. И потом внезапно вы освобождаетесь, потому что человек, который имеет цель, никогда не может быть свободным. Цель всегда находится в будущем. Вы живете сегодня ради чего-то такого, что произойдет завтра. Кто знает? Вы можете умереть. Тогда ваша жизнь будет неудовлетворенной. А завтра вы снова будете жить ради другого завтра, потому что каждое завтра приходит и становится сегодня. Но вы уже научились жить неправильно, вы уже научились жертвовать сегодняшним днем ради завтрашнего.
Если вы привыкли к этому вопросу о цели, вы будете продолжать спрашивать. Что бы ни случилось, вы будете спрашивать: в чем цель этого? Люди приходят ко мне и говорят: «Вы говорите нам медитировать. Но в чем цель медитации?». Но какая может быть цель в медитации? Медитация настолько тиха, настолько переполнена блаженством, что никакой другой цели не нужно. Это не средство к достижению чего-то, это конец сам по себе.
— сами догадайтесь кто :)

Комментарии

( 25 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
12 июл, 2014 18:09 (UTC)
Смысл жизни
Пользователь bbel2004 сослался на вашу запись в своей записи «Смысл жизни» в контексте: [...] Оригинал взят у в Смысл жизни [...]
livejournal
13 июл, 2014 03:32 (UTC)
Смысл жизни
Пользователь kotik_106 сослался на вашу запись в своей записи «Смысл жизни» в контексте: [...] Оригинал взят у в Смысл жизни [...]
laloeken
13 июл, 2014 06:49 (UTC)
Первые цитаты хороши, но Ошо явно говорит глупость. Если понимать его слова буквально, то не нужно задавать такого вопроса, из боязни перед суровым ликом Ошо, чтобы не прослыть мертвецом...
Мне лично кажется, что многие ищут смысл жизни, просто кто-то делает это неосознанно, а кто-то осознанно. Но все так или иначе задают себе какие-то вопросы, по-крайней мере в начале пути, потом уже вопросов может становиться меньше, это по-своему нормально, потому что какой смысл без конца задавать одни и те же вопросы, тем более если уже получил на них ответ.

Edited at 2014-07-13 06:49 (UTC)
danzeon
13 июл, 2014 13:44 (UTC)
Первые цитаты хороши, а последние просто замечательны!) Кого интересует, как соответствовать ожиданиям последователей? Таких религиозных лидеров полно, но Ошо к ним явно не относится. Если человек мёртв, почему нужно юлить и лицемерить, а не сказать ему об этом прямо? Если же человек любит лицемерие, он всегда может выбрать кого-то, кто будет говорить ему более приятные слова о том, какой он духовный и гражданско-ответственный, он может просто включить телевизор и слушать хвалебные речи очередного политического идиота. У Ошо другая работа.

"Моя работа заключается в том, чтобы сделать ваш ум настолько зрелым, чтобы вы могли жить без смысла жизни, и при этом жить прекрасно.
В чем смысл розы или облака, проплывающего в небесах? Смысла нет, но какая потрясающая красота! Смысла нет. Река все время течет, и она дает так много радости, что смысла не нужно.
И если бы человек мог жить, не спрашивая о смысле, жить от мгновения к мгновению, прекрасно, блаженно, без всякого объяснения... Достаточно просто дышать. Зачем вы спрашиваете, для чего жить? Зачем вы делаете жизнь такой деловой?"
laloeken
13 июл, 2014 14:01 (UTC)
С моей точки зрения никогда нельзя быть до конца уверенным в том жив человек в духовном плане или мертв. Где критерий? Тем более непонятно, почему нужно считать мертвым человека, если он задает вопросы о смысле жизни. Мне наоборот всегда казалось, что если человек задает такие вопросы то он не мертв, а вот если он совсем не задает никаких вопросов, тем более таких, тогда да. Бывает, конечно, и так, что человек излишне поглощен умственной работой и упускает непосредственный опыт жизни. Но то, что пишет Ошо в данном случае это чистой воды софистика, это мое мнение. Такие авторы как Ошо вообще довольно скользки, они могут повернуть рассуждения и так, и этак, и ты этого даже не заметишь. Когда он говорит, что смысла нет он, или лжет, или изображает из себя идиота, или льстит невеждам, смысл есть во всем, нужно его только увидеть.
danzeon
13 июл, 2014 14:05 (UTC)
Критерий у того, кто познал жизнь и смерть. Остальным остаётся лишь плавать в своих фантазиях, или не плавать. Как тебе угодно.

Однажды утром во время Йонг Менг Джонг Джин в Провиденс Дзен Центе ученик вошёл в комнату для бесед и поклонился Сунг Сан Соен-са.
Соен-са сказал: “У вас есть вопросы?”
Ученик сказал: “Да, что такое смерть?”
Соен-са сказал: “Вы уже мертвы”.
laloeken
13 июл, 2014 14:08 (UTC)
Ну, конечно, авторитет это все! А собственного мнения уже не нужно, более того оно даже вредно. Достаточно только медитировать и не задавать лишних вопросов.
danzeon
13 июл, 2014 14:17 (UTC)
Вы все еще имеете мнения?) Каков критерий правильности мнения? В мире столько идиотов, имеющих собственное мнение, что я не считаю собственное мнение, полученное не практическим путём, чем-то важным.
laloeken
13 июл, 2014 14:27 (UTC)
Вот эти слова (из цитаты) мне понятнее и ближе, чем сомнительные цитаты Ошо. Когда говорит настоящий мастер, то он говорит спокойно и взвешенно, когда же говорят такие авторы как Ошо, то их слова полны раздражения, это неприятно само по себе, даже не смысл этих слов неприятен, а сама манера грубости и вульгарности.

Edited at 2014-07-13 14:27 (UTC)
danzeon
13 июл, 2014 14:30 (UTC)
Как тебе будет угодно. Кому-то нравится Далай лама, кому-то Кодо Саваки: "Все говорят о своём мнении, но кого оно интересует? Заткнись!"
laloeken
13 июл, 2014 14:32 (UTC)
Ладно, давай отложим споры. Лучше всего продолжать обучение. Кому что ближе. О вкусах не спорят.
laloeken
13 июл, 2014 14:51 (UTC)
"Ни с кем не говори грубо; те, с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же. Ведь раздраженная речь - неприятна, и возмездие может коснуться тебя". (Дхаммапада, 133)
danzeon
13 июл, 2014 15:01 (UTC)
"Когда есть слова, нет действительного смысла. Когда древние добродетельные мастера вели своих учеников, они или использовали палки, или кричали. Не было столько слов" Шен Янь. К сожалению, обучение дзэну сегодня несколько потеряло в эффективности.
laloeken
13 июл, 2014 15:43 (UTC)
Не все мастера учили палочному дзену. И кроме дзена есть традиции, в которых учат медитации. Еще вопрос, какой метод обучения эффективнее. Кроме того, многие признают, что палочный метод не подходит для современного времени. И еще мы живем не в монастыре, а в миру, при чем же здесь обучение с помощью палки? Конечно, если ты прежде всего ученик Бодхидхармы, а не Будды, тогда для тебя крик и палка важнее мудрого слова.
danzeon
13 июл, 2014 15:57 (UTC)
Будда передал Махакашьяпе то, что не поняли остальные, для остальных же он использовал слова. Многие мастера использовали грубые методы. Современные мастера гораздо мягче древних, но многим не нравится даже намёк на грубые средства. Хотя и странно было читать у тебя про напряжение) Наверно, это какое-то особое напряжение, теоретическое. Для меня важнее истина, и чем короче будет путь к ней, тем лучше. Дзэн - школа мгновенного просветления, у неё в пятьдесят раз меньше последователей, чем у буддийских школ, любящих спокойные неторопливые пути.

Насчёт эффективности грубых методов мастер Го Жу говорил: "Вот такая особая стратегия есть у мастеров чаньской традиции, и она уникальна. В этот миг ясности - породить ощущение сомнения, без тела, без ума, без различения. Это внезапное сомнение позволяет тебе увидеть собственную природу. Эта конкретная стратегия особенно используется в традиции Линьцзи, хотя и другая традиция тоже её использует. Но особенно в традиции Линьцзи, и особенно в традиции Линьцзи Чаньского Мастера Дахуэя Цзунгао. Иначе как, по-вашему, он смог привести 70-80 человек к достижению собственной природы за одну ночь? Думаете, ему пришлось ждать, пока каждый выберет хуатоу, будет повторять хуатоу, вопрошать хуатоу и затем исследовать хуатоу? Нет, способ, которым он сделал это - огромное количество давления, и вот эти взрывные искусные средства.
Их есть два особых вида. Первый - "палочка благовоний". Второй - острые слова Мастера Чань".
laloeken
13 июл, 2014 16:04 (UTC)
Что такое "спокойные неторопливые пути", я не понимаю этого выражения. Ты считаешь, что дзен - единственный "быстрый" путь? Вообще странно само понятие "быстрый", как в спорте. А как же быть с идеалом бодхисаттвы в Махаяне, который отказывается от нирваны ради спасения всех живых существ?
danzeon
13 июл, 2014 16:11 (UTC)
Спокойные неторопливые пути - с моей точки зрения это пути, отличные от пути дзэн. Например, шаолиньский мастер Вон Кью Кит говорил: "Существует много путей освобождения от сансары, или от мучений бесконечного круга перерождений, а дзэн предлагает самый быстрый и наиболее прямой путь".

Сначала помоги себе, потом помоги другим. Если ты не сможешь помочь себе, кому ты вообще сможешь помочь? Именно поэтому перед тем как стать учителем в дзэн, другой учитель должен подтвердить, что ты смог помочь себе.
laloeken
13 июл, 2014 16:13 (UTC)
Как же ты поможешь другим, если ты находишься в нирване?
danzeon
13 июл, 2014 16:23 (UTC)
Это всё настолько теоретизированно и мифологизированно, что говорить на эту тему всё равно что сваливать кучу говна себе на голову. Ну вот, например, Тэхэнь Кын Сыним говорит: "Достигнув окончательной нирваны, вы узнаете, как войти обратно в нирвану существования. Вы должны основательно испытать тот уровень, где нет ни кости, ни плоти, где нет ничего". К чему мне вообще рассуждать о нирване? Это не путь дзэн. Помогать другим очень просто.
laloeken
13 июл, 2014 16:27 (UTC)
Угу, просто. Ничему не учась, не ища смысл, да? Это ты понимаешь под помощью другим? Отказаться от себя, отказаться от своего эго - это и есть помощь другим. А думать только о себе, о своем спасении - это не помощь, это что-то другое, так я понимаю.
danzeon
13 июл, 2014 16:32 (UTC)
Как тебе будет угодно. Если ты не любишь, когда тебя называют мертвецом, но призываешь отказаться от эго, то мне видится в этом некоторое противоречие. Помогая себе - помогаешь другим.
laloeken
13 июл, 2014 16:40 (UTC)
Ошо многие не любят за его грубость и вульгарность, не я один. Мне кажется, что изначальный посыл должен заключаться не в уходе от мира, не в нирване, а в том, чтобы остаться в миру, ради спасения всех живых существ, это более высокий идеал бодхисаттвы в махаяне, по сравнению с идеалом архата в хинаяне. Может быть, архат тоже ничего не теряет, но и насчет бодхисаттвы такого сказать тоже нельзя. Ладно, давай закончим эту дискуссию, а то мы как-то увлеклись. Спасибо за цитаты, я внимательно прочитал, много интересного и полезного.
danzeon
13 июл, 2014 16:51 (UTC)
Разве у тебя есть соответствующий опыт, чтобы рассуждать о том, что будет после достижения нирваны? Вот одна из известных историй: "Легенда гласит, что когда Авалокитешвара достиг просветления, то увидел, как сильно страдают существа, оставшиеся в Сансаре. Он был так поражен этим зрелищем, что от боли его голова разорвалась на 11 частей. Однако другие просветленные существа помогли ему, собрав его голову обратно. С тех пор Авалокитешвара помогает другим существа избавляться от страданий и достигать нирваны".

Хорошо, закончим.
laloeken
13 июл, 2014 17:09 (UTC)
Если ты практикуешь медитацию, то ты уже в некотором смысле находишься в нирване. Как сказано в одном буддийском тексте: "Нирвана есть умиротворенность". По аналогии можно представить себе и конечную нирвану. Если в нирване во время медитации ты теряешь связь с миром, то что говорить о конечной нирване? Впрочем... может быть там действуют другие законы, мы этого не знаем.
danzeon
13 июл, 2014 17:23 (UTC)
Дзадзэн и есть просветление, по крайней мере так говорил Догэн. Почему я должен терять связь с миром?
Сунг Сан говорил: "Песня утреннего колокола взята из Аватамсака Сутра. В этой сутре говорится о взаимозависимости всех существ. Все животные, птицы, люди, демоны и те, кто страдает в аду, слышат звуки колокола, пробуждаются, достигают просветления и становятся Буддой. Так что этот звук проникает во все шесть миров — небеса, астральный мир, мир людей, животных, голодных духов, в ад и уничтожает неведенье; мудрость растет, вы достигаете просветления и спасаете всех существ от страданий. Все вместе мы становимся Буддой".
( 25 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Январь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner