daо n zen (danzeon) wrote,
daо n zen
danzeon

Categories:

Алексей Андреев. Как стать монахом в японском монастыре

Ненавижу быть туристом. Туристов обманывают, показывая им всякую ерунду и снимая за это большие деньги. “Посмотрите налево, посмотрите направо”… И? Еще один монастырь, еще одна статуя, еще одни ни о чем не говорящие развалины. Увиденное больше частью ничего не прибавляет в глобальном понимании туриста. Можно подумать, что это своего рода “расплата” за колонизацию Африки, Азии и Латинской Америки.
Я не хочу быть туристом. И вместо того, чтобы, угорая, носиться по разным местам, я сяду и буду ждать. И все интересное придет ко мне.
Я поеду в Японию.
И сяду в дзенском монастыре.
Япония страна супер дорогая. К примеру, известные capsule hotel, состоящие из боксов, почти как в камере хранения, стоят 35$ за ночь, а самый дешевый поезд Токио-Осака (по местным понятиям Москва-Питер) - 90. Получается, что Японию реально посетить только по работе или на очень приличном туристическом бюджете. Обмануть систему можно, пожалуй, только создав другую систему. Можно поехать по буддистскому маршруту. Это бонус для всех буддистов. Вероятно, экзотика для остальных. Впрочем, вероисповедание никого в монастыре не интересует.
Япония это страна, где разговаривают общественные туалеты (Ты не забыл спустить?), переходы улиц и лифты, где мобильные телефоны, которые и не снились Nokia’и, где все дома и машины открыты, потому что никто не ворует, а в съемных токийских дискотеках сети Gas Panic нельзя находиться без drink’а в руке. Иначе выведут. Какой там дзен? Тем не менее, дзен – основа японской жизни. Дзен в бусидо. Дзен это организация. Дзен это полное подчинение. Здесь не надо думать, а надо делать. Что бы тебе ни говорили, ты в ответ кричишь: “Хай!” (Да!) и не раздумывая бросаешься это делать. В дзене вообще не надо думать. Надо делать то, что тебе говорят. И быть “здесь и сейчас”. Как в песне Fat Boy Slim’а под названием Right here, right now. Кроме этого в дзене все надо делать быстро. Потому что времени нет, и второго шанса не будет. Дзен одна из причин, извините за пошлость, японского экономического чуда.
Любопытно следующее – дзен далеко не основная буддистская секта Японии. На первом месте стоит секта Нитирен. Почему дзен до визга популярен на западе, как в Америке, так и в Европе, где существует масса монастырей, остается только догадываться. Толи это заслуга доктора Судзуки (который, как многие считают, принес дзен на Запад), то ли других реси (учителей), толи всех вместе взятых. Внутри самого дзена существуют 2 группы – Сото-сю и Риндзай. Есть секты (Тендай), в которых вместо сидячей медитации монахи ходят по горам - 10 часов в день non stop. В Японии вообще сект масса. От синто-буддизма, огненного буддизма до тантризма и так далее.
В принципе и слегка цинично священников любых конфессий и исповеданий можно описать так: хорошо одетые шарлатаны, продающие талисманы и молитвы, чтобы временно уменьшить суеверные страхи, которые они же сами поддерживали в людях веками. Япония не исключение. Японский буддизм это жесткий бизнес. Профессия священника передается от отца к сыну. Если стоит храм, то значит, один из сыновей священника рано или поздно должен занять место отца. Причем часто без ярко выраженного на то желания. Многие вещи, обычные большинству людей для священника и монаха недоступны. К тому же быть священником – мероприятие на всю жизнь. Без выходных.
Дзенские монахи занимаются смертью. Все церемонии рождения японцы проводят по синто, а вот хоронят их в основном по буддистскому ритуалу. Поэтому при каждом дзенском храме есть кладбище, которое монахи и обслуживают. За это миряне и платят.

Японские монастыри на 99.99% чисто коммерческое мероприятие. В Киото есть старые монастыри, в которых седзи были расписаны в 13 веке, в каждом углу спрятаны видеокамеры и вход для туриста 5$. В этих монастырях тоже живут монахи, но, как бы вы ни хотели, туда вас не возьмут. Практически нигде остановиться бесплатно нельзя (в отличии от монастырей в юго-восточной Азии). Если где-то и можно остановиться, то цена за день (официально пишут “за ночь” - как в отеле) не меньше 30$. В Японии монастыри, в которых можно остановиться бесплатно, можно посчитать по пальцам. Их названия не упомянуты в Lonely Planet и не перечислены в издания типа Guide to Buddhist Japan. Один из таких монастырей – Букоку-джи. В дословном переводе – Будда-ленд. Здесь можно остановиться надолго, при этом не обязательно становиться монахом. Если есть желание, то можно им и стать. Оплатят все расходы на годовую визу и поездку в Корею для ее получения.

История простая  - так получилось, что у местного реси по имени Танген Харада сложилась кармическая связь с западом. В конце войны его готовили на пилота-камикадзе и выжил он исключительно потому, что Япония успела капитулировать до того, как эта подготовка была закончена. После войны Харада безоговорочно стал буддистским монахом. В начале 50-х Харада довольно долго был наставником одного из гайджинов (иностранцев) “первой волны” заинтересованных дзеном, конкретно американца Филиппа Капло. Этот самый Филипп позже написал бестселлер “Три столпа дзен” (переведенный на русский в начале 90-х). Теперь и сам Филипп реси. У него 3 монастыря в Америке. Так что Харада реси принимает иностранцев. Половина его паствы живет вне Японии. И хотя официальный язык монастыря японский, многие монахи (и сам реси) говорят по-английски.

В Букоку-джи половина монахов – бывшие хипы. Все японцы постарше были в СССР, – проехали по транссибирской ж/д. Многие белые прошли через наркотики. Впрочем, разговоры о прошлой жизни здесь ведутся редко. А что говорить?
Финансовая сторона монастырской жизни организована следующим образом. Монахи в любом монастыре получают от аббата деньги. В Букоку-джи самый молодой монах получает в год 1200$. Чистыми, т.к. живя в монастыре тратиться не на что. Кроме этого все монахи имеют мед. страховку. Дотации, кстати, получают не только монахи, но и все те, кто в момент выплаты находится в монастыре. Т.е. даже если вы мирянин и приехали вчера, можете рассчитывать на 20.000 йен (170$) и выше.
Прочитав пару книжек про дзен, может показаться, что монахи только и делают, что пьют вино, пишут хайку, любуются красными кленами, занимаются каллиграфией и др. видами свободного творчества. Все это так и одновременно не так. В секте Сото, которая считается самой ard core’овской среди всех других сект, свободного времени совсем не много. Днем выкраивается 30-40 минут между едой, песнопениями и т.д., но все это время уходит на стирку, подстригание ногтей и т.п. График крайне жесткий. Подъем в 3.50 утра, отбой в 9 вечера. Первое свободное время в 8.10. День пролетает, будто и не было. Просто “зависнуть” в монастыре с милыми словам: “я у вас поживу” или под каким угодно другим предлогом не реально. Или ты в монастырском графике или не в монастыре. Те люди, которые приехали для того, чтобы сэкономить на гостинице, выпуливаются из монастыря на следующее утро с прозрачными объяснениями типа: “У меня недавно была операция на коленке, поэтому сидеть я не могу”.

Задним числом просматривая скупые путевые заметки, впечатление о проведенном времени может сложиться довольно мрачное: “Опять генмай… (коричневый рис. На западе считается health food’ом, но в Японии все предпочитают белый). Темпура – отлично… Сегодня работали на 30 мин. дольше…”. И т.д. в том же духе. Больше всего впечатлений о еде. Так что не удивительно, что feeling почти тюремный. Да, дзен размерен и монотонен. Вспомните, скажем, даосские сказки, что-то типа: “И монах сидел в монастыре 30 лет, ничего никого не спрашивал, молился, работал, пил свой чай”. Короче, просто жил. В дзене то же самое.

Ключевые понятия:
Медитация. Основное занятие монаха. Способ “перейти на тот берег” или выпрыгнуть из колеса самсары в любой буддисткой традиции. Во всех традициях сидят, различается только техника того, как это делают. Можно просто сидеть (что очень по-дзенски), считать, концентрироваться на дыхании, разгадывать коан, делать визуализации или переносить свое концентрированное внимание с одной точки тела на другую. Будда говорил, что всего существуют 84.000 способа медитации. В дзене сидят на подушках (дзабутон) в лотосе или полулотосе. Спина прямая, подбородок немного наклонен вниз и находится на одной линии с пупком. Направление и руководство медитацией осуществляет аббат монастыря. Поэтому лучше, чтобы аббат был тот, кто сам уже получил сатори (просветление). Поэтому лучший реси это мертвый реси. Сатори это своего рода смерть. А вообще медитировать можно долго. Бодхидарма, кот. и принес дзен из Индии в Китай сидел (не вставая) до сатори 9 лет, сам Будда – 6. Часто для достижения сатори не хватает одной жизни. Тогда остается надеяться на следующую жизнь. И на следующую. И на следующую.
В Букоку-джи ежедневно сидят 4 раза по 40 мин. Если идет дождь и работать на улице нельзя, то сидят вместо работы. Особенно много сидят зимой. Зимой с/х работ нет, а просто так разгребать снег особого смысла не имеет.
В медитационных залах Японии используют кесаку. Это плоская палка, которой дежурный в зале медитации монах бьет сидящего по плечу, если видит, что тот засыпает, сидит неровно, мечтает и т.п. Два коротких, но сильных удара по мышце на правом плече. После кесаку надо складывать руки и кланяться. Правильно сделанное кесаку хотя и пробивает болевой молнией, но без сомнения улучшает кровообращение, отвлекает от боли в ногах и вообще воспринимается с благодарностью.
Докусан - личная встреча с реси. Обычно проходит во время медитации. Звучат 2 удара колокола и люди бегом из зала медитации срываются в хондо (зал, где стоит главная статуя Будды, и происходят песнопения). Там в полном молчании садятся в очереди друг за другом. По сигналу колокольчика реси, сидящего в комнате за алтарем, человек бьет 2 раза в небольшой гонг и идет к нему, сложив руки в гассе (буддистском приветствии). 2 раза поклонившись, говорит свое имя и ту практику, которую делает. В Будда-ленде все делают коан “му” (первый и основной дзенский коан). Дальше реси дает советы и рекомендации. Главная забота духовного наставника – чтобы человек правильно видел и правильно понимал. Вообще, реси не отдает никаких приказаний. Он только улыбается, объявляет начало и конец сессина и 4 раза в год выдает деньги. Всеми работами по монастырю руководит главный монах.
Сессин. Неделя полного молчания и усиленной медитации. В Букоку-джи во время сессина в день сидят 11 раз по 40 мин плюс еда, плюс обычные песнопения плюс ежедневно 1 час т.н. Dhamma talk’а – разговора на духовную тему, который дает аббат. Получается, что реально сидеть надо (скрестив ноги или по-японски – ноги под себя) около 14 часов в день. Сессины проходят через месяц с 1 по 7 число. Зимой в Будда-ленде практикуют и ночное сидение. Так что опыт серьезный, практически психоделический. Недаром многие западные гуру, стали таковыми после молодости, посвященной наркотикам. После окончания сессина говорить вообще не хочется. Чего говорить?
Работа. Если в тераваде (ЮВ Азия) монахи не работают вообще, в ваджраяне выкладывают красивые, но бесполезные мандалы, то в дзене работают много и по-настоящему. Одна из основных концепций дзена - неделанье. Но неделанье распространяется только на медитацию. Все остальное неделанье крайне активное. В Будда-ленде официальная работа длится 2 часа 40 мин в день, при необходимости дольше. Любимое дзенское занятие – прополка сорняков на территории монастыря. А т.к. климат жаркий, сорняки растут быстро, а территория большая, занятие это бесконечное. Кроме этого банальные, но здоровые с/х работы: прополка, полив, вскапывание, сбор овощей и фруктов. Плюс работа по кухне.
Любимой работой автора было носить гавно. Вставляет по полной. Берешь бамбуковую палку, на нее вешаешь пластиковое ведро в 25 литров и вдвоем тащишь все это из туалета в поле. Через некоторое время начинаешь нести уже по-азиатски, т.е. не придерживая бамбук рукой. Просто на плече. Так удобней. Любопытно, что вегетарианское гавно практически не пахнет.
Еда. Сама процедура еды тоже является своего рода медитацией. Едят в полном молчании и очень быстро. Начинают и заканчивают одновременно по сигналу. В Букоку-джи еда исключительно вегетарианская. В др. монастырях могут подавать любую пищу, включая алкоголь.
Сикунити каждый пятый день, заканчивающийся на 4 и 9. Выходной. Означает, что днем работы нет. Утром и вечером все, как обычно – медитация, песнопения и т.п. Однако днем можно сходить в библиотеку, повисеть в интернете в городской библиотеке или просто искупаться в море.
Такухацу. Все буддистские монастыри Японии каждый пятый день ходят на сборы подаяния. Одевают робы, веревочные сандалии (которые монахи плетут сами), на руки белые перчатки. Идут гуськом и утробно кричат: “Хо!” (Дамма, т.е. имеется в виду то, что ты эту Дамму продаешь). Когда ты первый в шеренге, значит следующая дверь (частный дом или бизнес - неважно) – твоя. У двери кланяешься и 3 раза поешь стансу, позванивая в колокольчик. Даже не поешь, а скорее кричишь для того, чтобы тебя услышали. После чего жильцы выносят деньги. Если банкноты, то часто в конверте или хотя бы завернутые в бум салфетку. В обмен монах дает мирянам ксерокопию благословения аббата. За 4-5 часов работы можно легко собрать 100$ (при этом пройти 20 км по сельской местности с почти швейцарскими видами). По возвращению деньги сдаются в кассу монастыря. Как бы хорошо не подавали, но в одно и тоже место ходить можно не чаще, чем раз в год.

Что ожидать от жизни в монастыре? И что можно получить?
Можно многому научиться. Например, в области взаимоотношений между людьми. Монастырь – тоже общество, только в миниатюре. Человек всегда на виду. Все все знают. Настоящая мыльная опера.
Можно встретить разных хороших людей. Японцы обычно приходят в монастырь на неделю. Материалистически считается, что, отдавая время и деньги (пожертвование обязательно), человек в этом году будет удачлив. Ну, а кроме японцев здесь люди со всего света.  В целом уровень людей интереснее и выше, чем среди обычных backpack’еров.
Дисциплина. Дзен – самая дисциплинированная ветвь буддизма. Рекомендуется всем медитаторам начальной стадии.
Организация. Если ты хочешь что-то сделать или кого-то о чем-то спросить, делай этой прямо сейчас. Если не успел, то опоздал. Люди приходят в монастырь и уходят. Ряды смыкаются, всасывая образовавшуюся пустоту. И никто об ушедших не вспоминает ни плохим, ни хорошим словом. Короче, “отряд не заметил потери бойца”… Все очень реально.
Комнаты – общие или разделенные занавесками. Азия, скученность. На личные апартаменты рассчитывать не приходится.
Секс – так устаешь, что совсем не хочется. Хотя дзенским монахам разрешено жениться.
Здоровье. Автор выше среднего европейского роста и относительно тренирован. Так вот, в монастыре жил один монах-японец, который был старше автора на 5 лет, ниже см. на 20 и весил 45 кг. При этом японец ходил гораздо быстрее! Автор реально не мог за ним угнаться. Почему? Пусть читатель сам догадается.
Дзен учит ритуалу. И вообще, дзен крайне, гипер формален. К примеру, в нем мало трех обычных поклонов Будде – необходимо, встав после песнопений, отвесить еще один полупоклон. Многие монахи кланяются друг другу даже когда утром встречаются по пути в туалет.
Ну и, конечно, эстетика: все в монастыре супер красиво. Супер эстетично. Скажем, цветут лотосы. Цветок на стебле может вырастать выше человеческого роста. Пахнет слаще, чем конфета. Цветет только 3 дня.
@@В М. заниматься буддизмом любого направления непросто. Это, несмотря на то, что Россия в отличие от всех американских и европейских стран имеет свое родное и чисто буддистское население (калмыки и буряты). Впрочем, последние исповедуют другую ветвь буддизма – тибетскую ваджраяну. Кроме этого до 30-х годов прошлого века российская буддология была на мировом уровне. Ф. Щербатской и И. Минаев были всемирно известными исследователями буддизма. Например, Щербатской часто писал на английском по причине, что его знания были более востребованы на западе. Парадоксально, что часть работ русского автора так и не переведена на его родной язык. Русские не только писали и переводили с санскрита и пали, но и ездили. До рев-ции в России существовала сильная буддистская travel литература, – не будем забывать исследователя Тибета Г. Цыбикова с книгой “Буддист паломник у святынь Тибета”. На “восточной” волне даже декаденты “серебряного века” - Блок, Бальмонт, Вч. Иванов, Брюсов, А. Белый, учили санскрит (правда, без особого результата). В. Хлебников поступал на санскритское отделение университета. Даже первый европейский дацан был основан в Спб в 1913 г.
Ни Будда, ни Мухаммед, ни Иисус не читали и не писали книжек. Западный же человек любой предмет понимает почти исключительно через книжки. И хотя еще никто не получил сатори от чтения, при желании можно полистать книги по буддизму. По дзену на русском можно найти Мумонкан и эссе учителя 13 века Догена Дзенджи (одни из основных дзенских книг). Однако иметь в виду надо вот что: в дзене выработан сложный, но четкий язык символов. Например, “мертвое дерево” означает тело человека и т.д. Незнакомому с этим языком читать дзенские книги особого смысла не имеет. Поэтому, например, анг. издание Мумонкана состоит из самого оригинального текста % на 15. Все остальное – комментарии и объяснения. В рус. издании такой схемы не наблюдается. Потом сам перевод. Переводить должен не просто человек со знанием языка, а буддист. Желательно. У нас, видимо, переводят кто угодно.

В дорогу
Ходят в монастырях босиком, поэтому носки можно оставить дома. Босиком даже зимой (при этом на Хоккайдо легко бывает минус, в районе Будда-ленда температура в декабре + 2).Одежда – темных цветов (не белая), просторная, удобная для долгого сидения. Одежду для работы, включая резиновые сапоги, можно получить в монастыре. Если практики сидения мало, то ноги будут (очень сильно) болеть. Мази для снятия боли лучше не брать. Эффективней тянуть ноги и делать гимнастику.
Впрочем, чего говорить о дзене? Можно до бесконечности обсуждать такие дзенские понятия как sabi (одиночество) или wabi (бедность), эстетику минимализма, все виды садов, парков и икебаны, читать хайку Басе или предсмертные стихи других дзенских монахов. Суть только в том, что дзен невербален. Дзен это чистое действие. Дзеном, так же как и сексом, надо заниматься. Успехов и удач.

Почтовый адрес монастыря – Obama-chi, Fukui-ken, Hushihara 38-9, Bukoku-ji, 017-0054. Тел: 081-770523504. Лететь до г. Осака. Поездом и автобусом (4 часа) до г. Обама на побережье Японского моря. Далее 10 минут пешком от ж/д станции.
Удивительная Япония
Tags: статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments